Советские пловцы одними из первых усилили движения руками, а в момент выведения рук и скольжения стали опускать лицо в воду. Так плавал заслуженный мастер спорта Л. К. Мешков. Его результаты в предвоенные годы на дистанциях 100 и 200 м (1.14,6 и 2.47,2 соответственно) близко подходили к лучшим мировым достижениям.
С 1935 по 1952 г. в соревнованиях в заплывах брассом разрешали применять баттерфляй. И хотя представители брасса часто оказывали достойное сопротивление баттерфляистам, особенно на дистанции 200 м, все же преимущество баттерфляя в скорости было очевидным.
С 1953 г., после выделения баттерфляя в самостоятельный способ плавания, начался новый этап развития брасса. Советский пловец В. Минашкин (тренер С. Кобелев) стал первым рекордсменом мира в брассе. Стиль В. Минашкпна отличался сильным гребком руками, подхватывающим рабочее движение ногами в момент, когда оно полностью еще не завершилось. Этот элемент безнаплывной координации сегодня взят на вооружение многими сильнейшими брассистами мира.
Правила соревнований тех лет разрешали пловцу погружаться под воду с головой. Поэтому на Олпмппйских играх 1956 г. почти все брассисты-мужчины применили вариант "ныряющего” брасса с длинным гребком руками до бедер. Такой техникой хорошо владел X. Юничев, который первым в истории советского плавания завоевал олимпийскую медаль (3-е место на дистанции 200 м с результатом 2.36,8).
Международная федерация плавания внесла в 1957 г. дополнения в правила соревнований, запрещающие заныривание пловца на дистанции. Погружение под воду разрешалось только после старта и поворотов. Начались новые поиски скоростных вариантов брасса. И если женщины твердо придерживались канонов классического брасса вплоть до Олимпиады 1968 г., то у мужчин в последние 15 лет произошла настоящая "техническая” революция.
На Олимпийских играх 1960 г. в Риме новый вариант техники продемонстрировали первые два призера — американец У. Малликен и японец К. Осаки. Тело пловцов лежало ровно, но глубоко в воде; над водой находилась лишь верхняя часть головы. Гребок руками выполнялся широко, однако за линию плечевого пояса они не заходили. Во время гребка лицо оставалось в воде. В момент энергичного движения согнутыми руками вниз-внутрь к груди в конце гребка плечевой пояс и голова на короткий миг приподнимались над поверхностью — пловец выполнял быстрый вдох. Руки выводились вперед, вслед за ними лицо погружалось вновь в воду, следовал мощный толчок ногами. Этот вариант получил название брасса с "поздним” вдохом или "прыгающего” брасса (за своеобразный ритм движений головой).
Технику брасса с "поздним” вдохом творчески развили советский тренер А. Ткаченко и его ученик Г. Прокопенко. Во время плавания тело Г. Прокопенко занимало высокое положение в воде — спина полностью обнажалась. Сильный гребок руками выполнялся по "округлой” траектории. В первой половине гребка руками пловец как бы подтягивался, в конце гребка - мощно отталкивался. Плечевой пояс в этот момент не "выпрыгивал”, а плавно "выскальзывал” вверх-вперед и после вдоха так же плавно уходил вслед за руками вперед-вниз. После гребка ногами таз и бедра приподнимались — пловец принимал ровное положение у поверхности, словно скользил по вершине встречного потока воды. Ноги подтягивались в основном за счет "забрасывания” пяток к ягодицам.
И все же, несмотря на увеличение мощности движений, техника классического брасса с выраженной паузой в движениях руками на сегодня почти исчерпала возможности повышения скорости. Ее стали вытеснять варианты темпового брасса с узкой амплитудой и непрерывным согласованием движений рук и ног.
Различные варианты темпового брасса с успехом применяли советские брассисты на Олимпийских играх 1968 г.: двукратный серебряный призер В. Косинский, бронзовый призер Н. Панкин, а также Е. Михайлов и И. Морчуков. Большая заслуга в этом принадлежит их тренерам: Г. В. Яроцкому; О. В. Храламовой; М. В. Бричкову и В. М. Морчукову.
Техника И. Морчукова отличалась своеобразным согласованием с ярко выраженным слиянием рабочих фаз в движениях рук и ног. Внешне это выглядело так, будто бы пловец одновременно начинал гребок руками и ногами. В технике плавания И. Морчукова рациональные элементы "безнаплывного” брасса В. Минашкина, Г. Прокопенко и других советских пловцов получили дальнейшее развитие. Однако полное слияние рабочих фаз движений рук и ног усложнило координацию движений, сделало ее менее устойчивой к сбивающим факторам. Более рациональным следует признать вариант согласования, в котором рабочие движения руками и ногами совпадают лишь частично. Таким согласованием характеризуется техника плавания Н. Панкина.

